Морская
доктрина России
-
академия
: документы
: публикации
: пресс-релизы : контакты
-
2.
сущность
национальной морской политики
Национальная морская
политика – это определение
государством и обществом целей, задач,
направлений и способов достижения
национальных интересов Российской
Федерации на морском побережье, во
внутренних морских водах, в
территориальном море, в исключительной
экономической зоне, на континентальном
шельфе Российской Федерации и в
открытом море.
Субъектами национальной
морской политики выступают государство
и общество. Государство осуществляет
национальную морскую политику через
органы государственной власти
Российской Федерации и органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации. Общество
участвует в формировании и реализации
национальной морской политики через
представительные органы Российской
Федерации, органы местного
самоуправления и общественные
объединения, действующие на основе
Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации.
Основными способами
деятельности субъектов национальной
морской политики являются:
-
определение приоритетов
национальной морской политики на
ближайшую и долгосрочную перспективу;
-
определение содержания
национальной морской политики;
-
управление составляющими
морского потенциала государства,
отраслями экономики и науки,
связанными с морской деятельностью;
-
создание благоприятного
правового режима, экономическое,
информационное, научное, кадровое и
иное обеспечение национальной
морской политики;
-
оценка эффективности
национальной морской политики и ее
своевременная корректировка.
1. Национальные интересы
Российской Федерации в Мировом океане,
цели и принципы национальной морской
политики
Национальные интересы
Российской Федерации в Мировом океане
Национальные интересы
Российской Федерации в Мировом океане –
это совокупность сбалансированных
интересов личности, общества и
государства в сфере морской
деятельности, реализуемых на основе
морского потенциала государства.
К национальным интересам
Российской Федерации в Мировом океане
относятся:
-
незыблемость суверенитета
Российской Федерации,
распространяющегося на внутренние
морские воды, территориальное море, а
также на воздушное пространство над
ними, на дно и недра;
-
обеспечение суверенных
прав и юрисдикции Российской
Федерации, осуществляемых в
исключительной экономической зоне и
на континентальном шельфе Российской
Федерации в целях разведки,
разработки и сохранения природных
ресурсов, как живых, так и неживых,
находящихся на дне, в его недрах и в
покрывающих водах, управления этими
ресурсами, производства энергии путем
использования воды, течений и ветра,
создания и использования
искусственных островов, установок и
сооружений, морских научных
исследований, защиты и сохранения
морской среды;
-
свобода открытого моря,
включающая свободу судоходства,
полетов, рыболовства, научных
исследований, свободу прокладывать
подводные кабели и трубопроводы;
-
охрана человеческой жизни
на море, предотвращение загрязнения
морской среды, обеспечение контроля
за функционированием жизненно-важных
морских коммуникаций, создание
условий, способствующих извлечению
выгоды из морской хозяйственной
деятельности населением Российской
Федерации, особенно ее приморских
регионов, а также государством в целом.
Цели национальной морской
политики
Цели национальной морской
политики заключаются в реализации и
защите интересов Российской Федерации в
Мировом океане и укреплении позиции
Российской Федерации среди ведущих
морских держав.
В качестве основных целей
национальной морской политики
выступают:
-
сохранение суверенитета во
внутренних морских водах,
территориальном море, а также в
воздушном пространстве над ними, на
дне и в недрах;
-
реализация юрисдикции и
защита суверенных прав в
исключительной экономической зоне на
разведку, разработку и сохранение
природных ресурсов, как живых, так и
неживых, находящихся на дне, в его
недрах и в покрывающих водах,
управление этими ресурсами,
производство энергии путем
использования воды, течений и ветра,
создание и использование
искусственных островов, установок и
сооружений, морских научных
исследований и сохранение морской
среды;
-
реализация и защита
суверенных прав на континентальном
шельфе Российской Федерации по
разведке и разработке его ресурсов;
-
реализация и защита свободы
открытого моря, включающей свободу
судоходства, полетов, рыболовства,
научных исследований, свободу
прокладывать подводные кабели и
трубопроводы;
-
защита территории
Российской Федерации с морских
направлений, защита и охрана
Государственной границы Российской
Федерации на море и в воздушном
пространстве над ним.
Принципы национальной
морской политики
К принципам национальной
морской политики относятся основные
общие положения, которыми
руководствуются субъекты национальной
морской политики в ходе ее формирования
и реализации.
Принципами национальной
морской политики являются:
-
соблюдение общепринятых
норм международного права и
международных договоров Российской
Федерации при осуществлении морской
деятельности;
-
приоритет политико-дипломатических,
экономических, информационных и
других невоенных средств при
разрешении противоречий в Мировом
океане и устранении угроз
национальной безопасности Российской
Федерации с океанских и морских
направлений;
-
обладание необходимым
военно-морским потенциалом и его
эффективное использование в случае
необходимости для силовой поддержки
морской деятельности государства;
-
интегральный подход к
морской деятельности в целом и
дифференциация ее на отдельных
направлениях с учетом изменений их
приоритетности в зависимости от
геополитической ситуации;
-
поддержание составляющих
морского потенциала Российской
Федерации на уровнях, соответствующих
национальным интересам России, в том
числе обеспечение присутствия
российского флота в удаленных районах
Мирового океана и российских
исследователей на Антарктическом
континенте;
-
взаимодействие и
координация усилий в вопросах
формирования и реализации
национальной морской политики
органов государственной власти
Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления и
заинтересованных общественных
объединений, действующих на основе
Конституции Российской Федерации и
законодательства Российской
Федерации;
-
объединение усилий и
координация научных исследований по
проблемам формирования и реализации
национальной морской политики;
-
государственный контроль
над судами, плавающими под
Государственным флагом Российской
Федерации, государственный портовый
контроль, контроль за состоянием и
использованием природных ресурсов
внутренних морских вод,
территориального моря,
исключительной экономической зоны и
континентального шельфа Российской
Федерации;
-
концентрация усилий по
строительству и развитию
инфраструктуры российского флота на
территориях субъектов Российской
Федерации, традиционно связанных с
мореплаванием, унификация этой
инфраструктуры для военных и
хозяйственных нужд;
-
поддержание российского
флота в готовности к решению стоящих
перед ним задач, а также
мобилизационной готовности торгового,
рыбопромыслового, научно-исследовательского
и других специализированных флотов;
-
концентрация средств и
ресурсов центра и регионов для
развития коммуникаций между
центральной и приморскими частями
России, особенно ее дальневосточными
и северными окраинами, в интересах их
дальнейшего освоения;
-
проведение комплексных
морских научных исследований в
интересах Российской Федерации,
развитие систем мониторинга за
состоянием морской природной среды и
прибрежных территорий;
-
сохранение и
совершенствование системы подготовки
кадров, обучения и воспитания
молодежи;
-
эффективная пропаганда
целей национальной морской политики.
2. Задачи национальной
морской политики
Задачи национальной морской
политики формируются в соответствии с
содержанием и на основе принципов
национальной морской политики и
направлены на достижение ее целей.
Формирование и постановку
задач национальной морской политики
осуществляют в пределах своей
компетенции Президент Российской
Федерации, Федеральное Собрание
Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации.
Задачи национальной морской
политики имеют краткосрочный и
долгосрочный характер.
Краткосрочные задачи
определяются в зависимости от
складывающихся:
-
геополитических условий и
военно-политической обстановки в мире;
-
социально-экономической
ситуации в Российской Федерации и в ее
отдельных регионах;
-
экономической конъюнктуры
на мировых рынках морских
транспортных услуг, морепродуктов,
углеводородных и других ресурсов,
добываемых со дна морей и в их недрах;
-
достижений научно-технического
прогресса;
-
эффективности морской
деятельности.
При этом учитываются
результаты выполнения федеральной
целевой программы "Мировой океан",
проводимого на постоянной основе
анализа состояния и тенденций развития
морской деятельности Российской
Федерации и в мире в целом, а также
системных исследований по вопросам,
касающимся обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в
сфере изучения, освоения и
использования Мирового океана.
Долгосрочные задачи
составляют содержание национальной
морской политики на функциональных и
региональных направлениях и определены
настоящей Морской доктриной.
Решение задач национальной
морской политики осуществляется
федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления через
организации, находящиеся в их ведении и
сфере деятельности, а также
действующими на основе Конституции
Российской Федерации и
законодательства Российской Федерации
заинтересованными общественными
объединениями
глава
1 глава 3
глава
4 глава 5
наверх
-
документы
: главная
- |