Прочие
документы
-
академия
: документы
: публикации
: пресс-релизы : контакты
-
КОНЦЕПЦИЯ
охраны воздушного пространства государств - участников
Содружества Независимых
Государств
Образование 10 февраля 1995 г. Объединенной системы
противовоздушной обороны государств-участников Содружества Независимых
Государств (далее - ОС ПВО) заложило основу обеспечения коллективной обороны
воздушного пространства государств-участников Содружества Независимых
Государств (далее - государства-участники).
I. Общие положения
1. Концепция охраны воздушного пространства государств-участников
(далее - Концепция) представляет собой совокупность взглядов на
противовоздушную оборону, координацию усилий и взаимодействие войск и сил ПВО
государств-участников по охране границ в воздушном пространстве, защите
группировок вооруженных сил, промышленных районов, административно-политических
центров, населения от ударов средств воздушно-космического нападения.
2. В настоящей Концепции изложены основные направления построения
и поддержания объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников
в состоянии, обеспечивающем решение задач противовоздушной обороны каждого из
государств-участников Соглашения о создании Объединенной системы
противовоздушной обороны государств - участников Содружества Независимых
Государств и Содружества в целом, а также ее взаимодействия с системами
противовоздушной обороны и управления воздушным движением сопредельных
государств с государствами-участниками указанного Соглашения.
3. Концепция включает в себя основные принципы противовоздушной
обороны государств-участников, военно-технические принципы совершенствования
противовоздушной обороны государств-участников, основные направления подготовки
войск и сил ПВО государств-участников, а также пути реализации ее положений.
4. Правовой основой Концепции являются Устав Организации
Объединенных Наций, Устав Содружества Независимых Государств, решения Совета
глав государств Содружества, Совета министров обороны государств-участников,
международные соглашения и нормативно-правовые документы, принятые в рамках
Содружества, а также национальное законодательство по военным вопросам
государств-участников.
5. В настоящей Концепции под термином «внешние границы» понимаются
участки государственных границ государств-участников с государствами, не
входящими в Содружество Независимых Государств, под термином «воздушное
пространство» понимается воздушное пространство государст-участников
Содружества Независимых Государств над их сухопутными и водными территориями, в
том числе над территориальными водами (территориальными морями).
II. Основные
принципы охраны воздушного пространства государств-участников
В интересах согласованного решения задач охраны воздушного
пространства государства-участники руководствуются следующими принципами:
-
неприкосновенности
воздушного пространства и внешних границ государств-участников;
-
всестороннего
сотрудничества по охране внешних границ государств-участников в воздушном
пространстве;
-
взаимного
уважения суверенитета, территориальной целостности и равенства
государств-участников;
-
признания
приоритетности совместных решений, принятых на основе консенсуса;
-
применения
войск и сил по планам государств-участников и согласованному Плану
взаимодействия сил и средств ОС ПВО в интересах противовоздушной обороны
всех государств-участников;
-
мирного разрешения
возникающих конфликтных ситуаций при нарушении правил использования
воздушного пространства;
-
ответственности
каждого государства-участника за обеспечение надежной охраны своего
участка внешней границы в воздушном пространстве с учетом интересов безопасности
всех государств-участников;
-
оснащения
войск ПВО государств-участников вооружением и военной техникой на основе
согласованной военно-технической политики;
-
взаимодействия
войск и сил ПВО государств-участников на стыках их границ, а также в воздушном
пространстве государств-участников;
-
централизации
оповещения и управления действиями сил и средств ОС ПВО с командных
пунктов ПВО (ПВО и ВВС) государств-участников и Центрального командного
пункта Войск ПВО Российской Федерации;
-
единства
основных требований к боевой готовности, боевой и оперативной подготовке
органов управления и войск ПВО (ПВО и ВВС) государств-участников;
-
сосредоточения
основных усилий войск и сил ПВО (ПВО и ВВС) на важнейших стратегических
воздушно-космических (воздушных) направлениях и обороне наиболее важных
объектов и группировок войск (сил);
-
эшелонированного
построения противовоздушной обороны на всю глубину проникновения средств
воздушно-космического нападения;
-
использования
на основе отдельного соглашения резервов ОС ПВО в угрожаемый период для
наращивания противовоздушной обороны государств-участников на направлениях
ожидаемых действий средств воздушно-космического нападения;
-
комплексного
использования всех сил и средств, решающих задачи противовоздушной
обороны.
III. Основные военно-технические
принципы совершенствования охраны воздушного пространства государств-участников
1. Государства-участники при совершенствовании производства,
эксплуатации, ремонта вооружения и военной техники в интересах ОС ПВО и системы
управления воздушным движением проводят единую техническую политику на основе
следующих принципов:
-
обеспечения
единой идеологии автоматизированного сбора, обработки информации и
управления войсками;
-
планомерной
замены морально устаревших образцов вооружения и военной техники на
современные;
-
использования
образцов вооружения, в которых воплощены последние достижения
науки, созданных с максимальным учетом критерия «эффективность —
стоимость»;
-
возможности
применения вооружения и инфраструктуры противовоздушной обороны государств-участников
в интересах народного хозяйства;
-
сокращения
номенклатуры и типажа вооружения с его унификацией и на этой основе
создание и модернизация производственных мощностей, способных обеспечить
потребности войск в вооружении;
-
создания
рациональных запасов имущества и принадлежностей, а также материальных
средств, обеспечивающих надежную эксплуатацию вооружения и военной
техники;
-
использования
единых критериев при оценке боевой готовности вооружения и военной
техники; .
-
создания
единой информационно-разведывательной инфраструктуры ОС ПВО;
-
восстановления,
создания и развития инфраструктуры, обеспечивающей функционирование ОС
ПВО;
-
использования
единых стандартов при разработке, производстве и ремонте вооружения и
военной техники.
2. Научное обеспечение проблем противовоздушной обороны
государства-участники направляют на упреждающую теоретическую проработку
вопросов строительства и развития объединенной системы противовоздушной обороны
государств-участников, на совершенствование управления силами и средствами ПВО,
информационного взаимодействия между пунктами управления ПВО и системы
управления воздушным движением, на прогнозирование развития обстановки в
границах воздушного пространства государств-участников и прилегающих к нему
пространствах, на обеспечение координации, модернизации и разработки вооружения
и военной техники, на организацию научного сопровождения экспериментов,
исследовательских учений, тренировок.
IV. Организация
охраны воздушного пространства государств-участников
1. Организация охраны воздушного пространства осуществляется
государствами-участниками с учетом рекомендаций Совета министров обороны
государств-участников (Координационного комитета по вопросам противовоздушной
обороны при Совете министров обороны государств-участников, далее -
Координационного комитета). При этом обеспечивается постоянная готовность войск
и сил ПВО.
На основе двусторонних и многосторонних межгосударственных
соглашений отдельные государства могут содержать части и подразделения ПВО для усиления
охраны воздушного пространства других государств-участников.
2. Состав сил и средств ОС ПВО определяется с учетом необходимости
решения следующих задач:
-
обеспечения
охраны внешних границ государств-участников в воздушном пространстве;
-
осуществления
совместного контроля за порядком использования воздушного пространства;
-
оповещения
государств-участников о воздушно-космической обстановке, предупреждения о
ракетном и воздушном нападении;
-
ведения
согласованных действий войск и сил ПВО государств-участников по отражению
воздушно-космического нападения в локальных и крупномасштабных войнах.
3. Порядок взаимодействия сил и средств ОС ПВО определяется Планом
взаимодействия сил и средств ОС ПВО государств-участников.
4. Координация совместных действий сил и средств ПВО
государств-участников осуществляется Председателем Координационного комитета с
Центрального командного пункта Войск ПВО Российской Федерации через командующих
войсками ПВО (ПВО и ВВС) государств-участников. Непосредственное управление
войсками и силами ПВО (ПВО и ВВС) каждого государства-участника осуществляют
командующие войсками ПВО (ПВО и ВВС) этих государств с учетом Плана
взаимодействия сил и средств ОС ПВО.
5. Органы Единой системы управления воздушным движением и войск
ПВО (ПВО и ВВС) на территории государств-участников являются основными
органами, регулирующими использование воздушного пространства и контроль за его
использованием.
Планы воздушного движения согласовываются с министерствами обороны
государств-участников, на территории которых планируется использование
воздушного пространства.
Главные оперативные органы по использованию воздушного
пространства и управлению воздушным движением обеспечивают представление в
органы ПВО международных расписаний движения воздушных судов и подачу заявок на
разовые (вне расписаний) международные полеты воздушных судов
государств-участников в соответствии с установленным порядком подачи заявок и
сообщений на использование воздушного пространства в государствах - участниках
Содружества.
Сообщения в органы ПВО о международных полетах воздушных судов
государств-участников (планы полетов и изменения к ним, выполнение литерных и
контрольных рейсов, вылет из последнего аэропорта (с аэродрома) перед
пересечением государственной границы, нарушения порядка использования
воздушного пространства, потери радиосвязи с воздушным судном, неприбытие
воздушного судна в аэропорт (на аэродром) назначения) передаются Главным
оперативным органом по использованию воздушного пространства и управления
воздушным движением в порядке, установленном в государствах — участниках
Содружества.
О нарушениях порядка использования воздушного пространства при
выполнении международных полетов органы Единой системы управления воздушным
движением и войска ПВО (ПВО и ВВС) информируют министерства обороны
государств-участников, на территории которых произошло нарушение.
Орган, осуществляющий управление воздушным движением в районе
нарушения режима воздушного пространства, должен принять все доступные меры к
прекращению этого нарушения вплоть до посадки воздушного судна-нарушителя.
Воздушное судно-нарушитель, получившее распоряжение о посадке,
должно произвести посадку в указанном месте.
Если воздушное судно-нарушитель не выполняет распоряжения о
посадке, для его принуждения к этому могут применяться оружие и боевая техника
в порядке, установленном законодательством договаривающегося государства, в
воздушном пространстве которого произошло нарушение режима.
Координация действий по согласованию порядка использования
воздушного пространства и его контролю возлагается на Главный центр Единой
системы управления воздушным движением и ЦКП Войск ПВО Российской Федерации.
6. Контроль за воздушным пространством, оповещение войск и органов
управления о воздушной обстановке ведутся силами и средствами государств-участников
в интересах своего государства и ОС ПВО.
Детальный контроль воздушного пространства осуществляется силами и
средствами радиотехнических войск ПВО государств-участников, привлекаемыми к
охране государственных границ в воздушном пространстве, во взаимодействии с
национальными органами Единой системы управления воздушным движением, на
которые возлагаются:
-
непрерывное
ведение радиолокационной разведки воздушного пространства в приграничной
полосе и выдача информации о воздушной обстановке на пункты управления ПВО
для решения задач контроля за пересечением границы и предотвращения ее
нарушения воздушными судами, своевременного предупреждения о воздушном
нападении, оценки его масштабов и выявления главных направлений действий
средств воздушного нападения;
-
контроль за
использованием воздушного пространства с целью выявления и пресечения
нарушений воздушными судами установленных государством-участником правил
выполнения полетов;
-
информационное
обеспечение своевременного приведения войск (сил) в высшие степени боевой
готовности;
-
информационное
обеспечение дежурных сил и средств ПВО при их действиях по воздушным судам
- нарушителям государственной границы и правил использования воздушного
пространства;
-
непрерывное
оповещение взаимодействующих сторон о воздушной обстановке;
-
взаимное
оповещение командных пунктов войск ПВО (ПВО и ВВС) соседних соединений и
частей о воздушных судах, пересекающих государственную границу
сопредельного государства-участника, совершающих полеты в 25-километровой
приграничной полосе, нарушающих порядок использования воздушного
пространства, а также по всем неопознанным воздушным объектам.
7. Часть сил и средств ОС ПВО осуществляет постоянное боевое
дежурство по охране воздушных границ государств-участников в воздушном пространстве
на основе Плана взаимодействия сил и средств ОС ПВО.
Управление дежурными силами и средствами ОС ПВО осуществляется с
командных пунктов ПВО (ПВО и ВВС) государств-участников, а координация их
действий - с Центрального командного пункта Войск ПВО Российской Федерации.
Количество и степени готовности дежурных сил и средств ПВО
устанавливаются министрами обороны государств-участников. В особых случаях
степени готовности могут повышаться Председателем Координационного комитета по
согласованию с командующими войсками ПВО (ПВО и ВВС) государств-участников.
Учет количества и степени готовности дежурных сил и средств ПВО
ведется каждым государством-участником и на Центральном командном пункте Войск
ПВО Российской Федерации по представляемым ежемесячным данным (при изменении -
немедленно).
8. Для обеспечения действий истребительной авиации
государства-участники выделяют необходимое количество основных и запасных
аэродромов и пунктов управления авиацией, перечень которых определяется
двусторонними соглашениями о порядке взаимодействия дежурных сил и средств ПВО.
Командные пункты ПВО (ПВО и ВВС) взаимодействующих сторон
осуществляют обмен информацией о местонахождении и действиях истребительной
авиации по воздушным судам, совершающим полет в направлении границы
сопредельного государства-участника.
Передача и прием взаимодействующими сторонами управления
истребительной авиацией в воздухе осуществляются через командные пункты
соединений и частей войск ПВО (ПВО и ВВС) государств-участников, а при
отсутствии между ними связи - через вышестоящие командные пункты войск ПВО
государств-участников.
9. Порядок применения дежурных сил и средств ПВО в интересах
обеспечения охраны границ государств-участников в воздушном пространстве
определяется руководствами (положениями) по организации и несению боевого
дежурства по противовоздушной обороне государств-участников, Планом
взаимодействия сил и средств ОС ПВО, а также двусторонними соглашениями о
порядке взаимодействия дежурных сил и средств ПВО.
V. Основные
направления подготовки войск и сил ПВО государств-участников
1. Государства-участники подготовку органов управления и войск к
решению задач противовоздушной обороны осуществляют в ходе совместных
оперативных учений (тренировок) ОС ПВО государств-участников и учебно-методических
сборов, проводимых по плану Совета министров обороны государств-участников, а
также в ходе выполнения мероприятий оперативной и боевой подготовки, проводимых
по планам министров обороны государств-участников. Разработка планов, учебно-методических
материалов, организация и проведение совместных оперативных учений (тренировок)
и учебно-методических сборов осуществляются Координационным комитетом.
2. При проведении мероприятий оперативной и боевой подготовки
государства-участники оказывают взаимную помощь в проведении учебно-боевых
стрельб. Использование полигонов и аэродромов в этих целях осуществляется на
договорной основе в соответствии с межправительственными соглашениями по плану
Совета министров обороны государств-участников. Предложения по использованию
полигонов и аэродромов готовятся ежегодно Координационным комитетом.
3. Подготовка и обучение специалистов ПВО, в том числе летного и
технического состава, осуществляются на основе межправительственных соглашений
государств-участников в военных учебных заведениях государств-участников.
Координацию подготовки и обучения специалистов ПВО, летного и технического
состава в интересах ОС ПВО осуществляет Координационный комитет.
VI. Реализация
положений Концепции
Государства-участники в соответствии с национальным
законодательством осуществляют реализацию положений настоящей Концепции
поэтапно с учетом интеграционного развития Содружества в целом путем выявления
круга проблем, представляющих взаимный интерес, расширения основы для
совместных действий по реализации положений Соглашения о создании объединенной
системы противовоздушной обороны государств - участников Содружества
Независимых Государств. Концепция предлагает:
на первом этапе:
-
создание
нормативно-правовой базы, обеспечивающей целостность воздушного
пространства государств-участников и надежное функционирование ОС ПВО;
-
совершенствование
системы контроля за воздушным движением на балтийском, черноморском,
каспийском и южном направлениях;
-
создание
систем противовоздушной обороны Грузии, Кыргызской Республики, Республики
Таджикистан, совершенствование систем противовоздушной обороны Республики
Армения, Республики Казахстан, Республики Узбекистан;
-
сохранение и
содержание необходимой инфраструктуры для обеспечения функционирования
систем противовоздушной обороны государств-участников;
-
принятие
Программы оснащения вооружением и военной техникой войск и сил ПВО
государств-участников;
-
модернизация
существующего вооружения и военной техники войск и сил ПВО
государств-участников, оснащение их новым вооружением в соответствии с
принятой Программой;
-
принятие
Программы подготовки и обучения командных и инженерных кадров для ПВО
государств-участников;
-
заключение
двусторонних и многосторонних соглашений о порядке взаимодействия дежурных
сил и средств ПВО;
на втором этапе:
-
совершенствование
нормативно-правовой базы сотрудничества государств-участников по вопросам
противовоздушной обороны;
-
оптимизация
структуры боевого состава войск и сил ПВО государств-участников ;
-
принятие Программы
кооперации государств-участников в разработке и производстве перспективных
образцов вооружения и военной техники для оснащения войск и сил ПВО;
-
проведение
теоретических исследований и практическая проверка разработанных
рекомендаций по проблемам совершенствования ОС ПВО;
-
создание в
Содружестве Независимых Государств Единой системы управления воздушным
движением.
-
Государства-участники в
перспективе имеют целью совершенствование ОС ПВО, поэтому положения
настоящей Концепции могут дополняться, уточняться и совершенствоваться по
мере дальнейшего развития интеграционных процессов и укрепления
сотрудничества между государствами-участниками.
наверх
-
документы
: главная
- |