Прочие
документы
-
академия
: документы
: публикации
: пресс-релизы : контакты
-
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от 9
февраля 2001 г
№ 196-р
КОНЦЕПЦИЯ приграничного сотрудничества в Российской Федерации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция приграничного сотрудничества в Российской
Федерации (далее именуется - Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты
в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества.
Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из
единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования
общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории
Российской Федерации.
Концепция
раскрывает задачи и основные направления реализации государственной политики по
развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации.
Под
приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные
действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных
государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий
Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния
населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных
государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.
Приграничное
сотрудничество в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
-
взаимное уважение суверенитета
и территориальной целостности других государств;
-
мирное разрешение приграничных
споров;
-
взаимное уважение
законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а
также соответствующих международных договоров;
-
обеспечение интересов России в
приграничном сотрудничестве;
-
ненанесение ущерба
экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное
сотрудничество;
-
учет особенностей приграничных
территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их
разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически
сложившихся связей с сопредельными государствами, природно-ресурсных,
социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития
приграничной территории, а также характера угрозы национальной
безопасности Российской Федерации на приграничной территории;
-
соблюдение Европейской
рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ
и властей 1980 года.
Приграничная
территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую
часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и
территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим,
пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также
территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо
охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к
государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам
пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.
Территория,
на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в
международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской
Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации.
Участниками
приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей
компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Основными
задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:
-
создание обстановки доверия,
взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и
населением приграничной территории Российской Федерации и органами власти,
деловыми кругами и населением приграничных территорий сопредельных
государств;
-
развитие и укрепление
хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными
территориями Российской Федерации и сопредельных государств;
-
содействие взаимопониманию и
дружбе между народами, населяющими приграничные территории Российской
Федерации и сопредельных государств;
-
упрощение взаимного общения
заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том
числе этнических общностей, разделенных государственными границами,
поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной
территории;
-
совместное создание и
эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на
приграничных территориях;
-
совместное решение
экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических,
социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных
территорий;
-
обеспечение поддержки органами
государственной власти Российской Федерации и органами местного
самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве
приграничной территории и решении задач развития приграничного
сотрудничества;
-
создание условий,
способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через
приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие
обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной
инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;
-
повышение эффективности использования
производственной и социальной базы приграничной территории;
-
осуществление согласованной
градостроительной политики на приграничной территории;
-
создание условий для
интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на
чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;
-
создание условий,
способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и
малонаселенной приграничной территории;
-
противодействие в
установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям
национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма,
межэтнической напряженности на приграничной территории;
-
содействие реализации
российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных
интересов и национальной безопасности на государственной границе
Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным
оборотом наркотиков и другими правонарушениями.
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во
внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных
территорий Российской Федерации и сопредельных государств:
-
общий характер
межгосударственных, в том числе военно-политических отношений Российской
Федерации с сопредельными государствами;
-
исторически сложившиеся связи
с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего
на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных
государств;
-
природно-ресурсные,
социально-экономические и градостроительные условия развития приграничных
территорий;
-
характер влияния приграничного
сотрудничества на развитие межрегиональной экономической кооперации с
сопредельными государствами;
-
особенности режима
государственной границы Российской Федерации;
-
влияние миграционного фактора
на социальные процессы на приграничных территориях, связанное с внешней, в
том числе незаконной, миграцией;
-
этнополитические факторы;
-
состояние охраны общественного
порядка на приграничной территории Российской Федерации и особенности его
поддержания;
-
особенности осуществления
государственного контроля за ресурсами приграничной территории;
-
наличие природных и
техногенных условий для возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющих
трансграничные последствия;
-
особенности обеспечения
национальной безопасности на приграничной территории.
Учет этих
специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе
видов и направлений приграничного сотрудничества, а также формы его
регулирования и поддержки.
II. ОСНОВНЫЕ
ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
ОБЛАСТИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Исходя из
Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О
государственном регулировании внешнеторговой деятельности». «О международных
договорах Российской Федерации», «О Государственной границе Российской
Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации», а также
договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и соглашений между Правительством Российской
Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о
разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей:
а)
федеральные органы исполнительной власти в области регулирования приграничного
сотрудничества:
-
заключают международные
договоры и соглашения;
-
устанавливают основные
требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном сотрудничестве;
-
устанавливают порядок
осуществления приграничного сотрудничества;
-
определяют порядок применения
Таможенного тарифа Российской Федерации;
-
регулируют внешнеэкономическую
деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской
Федерации;
-
представляют интересы России
по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях;
б)
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации совместно:
-
координируют международные и
внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, выполняют
международные договоры;
-
координируют деятельность
субъектов Российской Федерации по регулированию приграничного
сотрудничества;
-
устанавливают порядок
осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;
-
реализуют федеральные
программы по вопросам приграничного сотрудничества;
в) к
полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
относится следующее:
-
ведение в пределах их
полномочий переговоров с органами власти административно-территориальных
образований сопредельных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства
Российской Федерации, — с органами государственной власти сопредельных
государств и заключение в установленном порядке соглашений по
приграничному сотрудничеству;
-
подготовка предложений по
установлению порядка осуществления хозяйственной деятельности на
приграничной территории;
г) органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:
-
осуществлять в установленном
порядке внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями,
административно-территориальными образованиями, организациями и гражданами
сопредельных государств;
-
заключать в установленном
законодательством Российской Федерации порядке с иностранными партнерами
соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.
III. ВИДЫ И
НАПРАВЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приграничное
сотрудничество может осуществляться в виде:
-
проведения встреч
уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного
сотрудничества;
-
создания уполномоченными
органами государственной власти совместных координирующих органов по
приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них;
·
заключения в установленном порядке соглашений о приграничном
сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, субъектами
Российской Федерации - с административно-территориальными образованиями
иностранных государств либо - с органами государственной власти иностранных
государств;
-
заключения органами местного
самоуправления, российскими юридическими лицами с зарубежными партнерами
(тлуниципальными образованиями, административно-территориальными
образованиями, юридическими лицами соответствующих иностранных государств)
ражданско-правовых договоров о приграничном сотрудничестве;
-
создания рабочих групп по
развитию приграничного сотрудничества в рамках межправительственных
комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
В
Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного
сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и
отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории.
Для
развития приграничного сотрудничества могут быть рекомендованы следующие
направления деятельности:
а)
сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется между
российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место
нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации,
и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства)
на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения
местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных
территориях;
б)
сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и
производственно-техническое сотрудничество, в том числе:
-
сотрудничество в сфере
осуществления инвестиционных проектов, создания совместных предприятий;
-
взаимное обеспечение
информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения
инвестиций;
-
установление регулярных связей
между хозяйствующими субъектами приграничных территорий, формирование
совместных торгово-промышленных палат, заключение договоров в целях
привлечения инвестиций в сферу промышленной и сельскохозяйственной
кооперации, строительства, финансов, обмена технологиями и в другие сферы,
не противоречащие законодательству Российской Федерации и режимам
приграничных территорий определенных государств;
-
сотрудничество в сфере задач
градостроительного планирования и развития приграничных территорий с
учетом их природно-ресурсного потенциала, социально-экономической,
миграционной и экологической обстановки, уровня развития
инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения историко-архитектурного
и культурного наследия;
-
совместная разработка
градостроительных программ, скоординированных по времени, задачам и по их
правовому обеспечению;
-
разработка единых требований
по сертификации животноводческой и сельскохозяйственной продукции в
соответствии с установленным порядком применения стандартов, норм, правил
и требований в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с
территории сопредельных государств;
-
совместное решение вопросов,
связанных с санитарно-карантинным контролем, охраной приграничных
территорий от заноса заразных болезней животных, унификация требований,
обеспечивающих безопасность перевозки (перегона) животных, а также ввоз
сырья и продуктов животного происхождения;
-
проведение
научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию
приграничных территорий;
в)
сотрудничество в области транспорта и связи, в том числе:
-
содействие обеспечению
необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов
транспорта на приграничных территориях при осуществлении перевозок
пассажиров, багажа и грузов, включая транзит;
-
осуществление совместных мер
по развитию транспорта на основании изучения общих потребностей;
-
осуществление взаимного обмена
информацией по вопросам транспорта и совместная организация
функционирования автомобильных и железных дорог, морских и речных портов,
оптимизации работы общественного транспорта, согласование и взаимное
участие в проектах по строительству инженерно-транспортной инфраструктуры;
-
совместное развитие
информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, компьютерных и
создание совместных справочных бюро;
г)
сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны
окружающей природной среды, в том числе:
-
проведение политики,
направленной на соблюдение интересов Российской Федерации при совместном
решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным
использованием природных ресурсов, оказанием взаимной помощи в
чрезвычайных ситуациях, реализацией международных договоров и соглашений о
санитарной охране приграничных территорий Российской Федерации и
Сопредельных государств;
-
своевременное взаимное
обеспечение информацией о заразных болезнях животных, совместное
проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий,
осуществление экстренных мер по ликвидации заболеваний на приграничных
территориях;
-
совместное использование
трансграничных месторождений полезных ископаемых и воды, а также
предупреждение трансграничного переноса по земле, воздуху и водным потокам
вредных отходов производства;
-
содействие соответствующим
уполномоченным органам в осуществлении экологического контроля на
приграничных территориях, организация взаимного информирования и оказания
помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных территориях
чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, реализации
природоохранных программ и проектов;
-
содействие в пересечении государственной
границы группами специалистов и транспортными средствами для совместного
экологического контроля и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
-
совместное решение вопросов в
области охраны и рационального использования трансграничных вод и их
экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ,
проектов по использованию и охране вод, принятия мер по предотвращению или
сокращению до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ,
применения современных технологий рационального использования водных
ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий
производства, обеспечения соответствующего технического состояния
гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водах,
принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического
режима трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществления
согласованного природоохранного надзора;
-
выработка унифицированных
правил рыболовства, взаимодействие при решении вопросов распределения
национальных квот на вылов водных биологических ресурсов, осуществление
совместных мер по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и контролю
за их использованием;
-
реализация согласованных
проектов землепользования на приграничных территориях, создание особо
охраняемых природных территорий и акваторий (национальных парков,
заповедников и др.);
д)
сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе: совместные
действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных
правонарушений, осуществление взаимодействия в сфере охраны общественного
порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности,
борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой,
незаконным оборотом наркотиков;
е)
сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка
труда, в том числе:
-
упрощение режима пересечения
жителями приграничных территорий государственной границы и их временного
пребывания;
-
разработка совместных мер по
регулированию миграционных потоков, строительству и обустройству
существующих пунктов пропуска через государственную границу, обмен
информацией об иммиграционном законодательстве и порядке пересечения
государственной границы сопредельных государств местными жителями;
-
создание равноценных условий
для проживания как местного населения, так и всех категорий законных
мигрантов;
-
размещение и строительство
компактных поселений для беженцев и переселенцев;
-
взаимодействие в области регулирования
рынка труда на приграничных территориях, учета особенностей рынка труда на
приграничных территориях, а также соблюдения трудового законодательства
Российской Федерации и сопредельных государств;
-
взаимодействие соответствующих
миграционных служб при решении вопросов, связанных с депортацией
незаконных мигрантов с приграничных территорий;
-
обмен информацией по вопросам
оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной
миграцией на приграничных территориях;
ж)
научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:
-
сотрудничество в области
здравоохранения, создание условий для взаимного предоставления медицинских
услуг и признания документов медицинского страхования, изучение
санитарно-эпидемиологической обстановки, ведение статистики заболеваний на
приграничных территориях, осуществление совместных действий по
предотвращению распространения эпидемий и особо опасных болезней, обмен
медицинским персоналом, в том числе с целью повышения его квалификации;
-
развитие прямых партнерских
связей образовательных учреждений, обмен учащимися и
научно-педагогическими работниками, дополнение учебных программ
факультативными предметами с учетом местной специфики, организация курсов
повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений, разработка
и реализация совместных исследовательских программ и проектов,
взаимодействие при изучении и преподавании языков и культуры народов
России и сопредельных государств, поддержка и развитие всех форм
молодежных обменов, участие в реализации международных проектов и
программ, направленных на решение острых проблем молодежи;
-
создание благоприятных условий
для духовного развития населения приграничных территорий, включая
национальные меньшинства, издание книг, путеводителей и атласов,
публикация статей, содействие культурному обмену, организация праздничных
мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований,
краеведческих и исторических исследований;
-
взаимодействие соответствующих
служб по усилению контроля за перемещением культурных ценностей;
-
проведение выставок и ярмарок,
выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по
популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма,
совместное использование объектов гостиничного хозяйства, физкультуры и
спорта, культуры и искусства;
-
совместное обустройство и
поддержание в порядке воинских захоронений и гражданских кладбищ.
IV. МЕРЫ ПО
СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ
Стимулирование развития приграничной территории
осуществляется с учетом интересов населения этой территории и всего населения
Российской Федерации, а также интересов населения приграничных территорий
сопредельных государств путем:
-
укрепления нормативной
правовой базы приграничного сотрудничества;
-
последовательного завершения
международно-правового оформления государственной границы Российской
Федерации;
-
формирования нормативной
правовой базы по вопросам развития приграничного сотрудничества;
-
достижения совместимости
законодательства Российской Федерации и сопредельных государств по вопросам
приграничного сотрудничества;
-
укрепления экономических,
социальных, культурных, административных и иных связей Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации с сопредельными государствами;
-
определения порядка применения
железнодорожного тарифа Российской Федерации;
-
регулирования ставок местных
налогов,
-
финансовой поддержки органов
местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в
осуществлении проектов и программ приграничного сотрудничества;
-
разработки федеральных и
региональных программ развития приграничного сотрудничества на ближайший
период и перспективу;
-
разработки и введения мер по
совершенствованию процедур пограничного, таможенного и иных видов контроля
в отношении организаций и граждан, постоянно зарегистрированных на
приграничной территории;
-
разработки и введения мер по
установлению ограничений для определенных категорий граждан сопредельных
государств и лиц без гражданства относительно срока и порядка пребывания
на приграничной территории;
-
приоритетного развития системы
обеспечения национальной безопасности на приграничной территории
Российской Федерации;
-
усиления взаимодействия
правоохранительных органов Российской Федерации и сопредельных государств;
-
применения иных мер, не
противоречащих законодательству Российской Федерации.
V. РЕАЛИЗАЦИЯ
КОНЦЕПЦИИ
Правительство
Российской Федерации разрабатывает меры по развитию приграничного
сотрудничества и руководит деятельностью федеративных органов исполнительной
власти по их реализации.
Правовая
и социальная защита лиц, участвующих в реализации приграничного сотрудничества,
гарантируется и осуществляется государством в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Финансовое
обеспечение реализации приграничного сотрудничества осуществляется за счет
средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе
международных организаций, и средств сопредельных государств, использование
которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Контроль
за деятельностью участников приграничного сотрудничества осуществляется
соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их
компетенции.
Концепция
может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения
социально-политического и экономического положения в стране.
наверх
-
документы
: главная
- |