Доктрина
информационной безопасности России
-
академия
: документы
: публикации
: пресс-релизы : контакты
-
III.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
8.
Основные положения государственной
политики обеспечения
информационной
безопасности Российской Федерации
Государственная
политика обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
определяет основные направления
деятельности федеральных органов
государственной власти и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации в этой области,
порядок закрепления их обязанностей по
защите интересов Российской Федерации в
информационной сфере в рамках
направлений их деятельности и
базируется на соблюдении баланса
интересов личности, общества и
государства в информационной сфере.
Государственная
политика обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
основывается на следующих основных
принципах:
-
соблюдение
Конституции Российской Федерации,
законодательства Российской
Федерации, общепризнанных принципов и
норм международного права при
осуществлении деятельности по
обеспечению информационной
безопасности Российской Федерации;
-
открытость
в реализации функций федеральных
органов государственной власти,
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и
общественных объединений,
предусматривающая информирование
общества об их деятельности с учетом
ограничений, установленных
законодательством Российской
Федерации;
-
правовое
равенство всех участников процесса
информационного взаимодействия вне
зависимости от их политического,
социального и экономического статуса,
основывающееся на конституционном
праве граждан на свободный поиск,
получение, передачу, производство и
распространение информации любым
законным способом;
-
приоритетное
развитие отечественных современных
информационных и
телекоммуникационных технологий,
производство технических и
программных средств, способных
обеспечить совершенствование
национальных телекоммуникационных
сетей, их подключение к глобальным
информационным сетям в целях
соблюдения жизненно важных интересов
Российской Федерации.
Государство
в процессе реализации своих функций по
обеспечению информационной
безопасности Российской Федерации:
-
проводит
объективный и всесторонний анализ и
прогнозирование угроз информационной
безопасности Российской Федерации,
разрабатывает меры по ее обеспечению;
-
организует
работу законодательных (представительных)
и исполнительных органов
государственной власти Российской
Федерации по реализации комплекса мер,
направленных на предотвращение,
отражение и нейтрализацию угроз
информационной безопасности
Российской Федерации;
-
поддерживает
деятельность общественных
объединений, направленную на
объективное информирование населения
о социально значимых явлениях
общественной жизни, защиту общества
от искаженной и недостоверной
информации;
-
осуществляет
контроль за разработкой, созданием,
развитием, использованием, экспортом
и импортом средств защиты информации
посредством их сертификации и
лицензирования деятельности в
области защиты информации;
-
проводит
необходимую протекционистскую
политику в отношении производителей
средств информатизации и защиты
информации на территории Российской
Федерации и принимает меры по защите
внутреннего рынка от проникновения на
него некачественных средств
информатизации и информационных
продуктов;
-
способствует
предоставлению физическим и
юридическим лицам доступа к мировым
информационным ресурсам, глобальным
информационным сетям;
-
формулирует
и реализует государственную
информационную политику России;
-
организует
разработку федеральной программы
обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации,
объединяющей усилия государственных
и негосударственных организаций в
данной области;
-
способствует
интернационализации глобальных
информационных сетей и систем, а также
вхождению России в мировое
информационное сообщество на
условиях равноправного партнерства.
Совершенствование
правовых механизмов регулирования
общественных отношений, возникающих в
информационной сфере, является
приоритетным направлением
государственной политики в области
обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации.
Это
предполагает:
-
оценку
эффективности применения действующих
законодательных и иных нормативных
правовых актов в информационной сфере
и выработку программы их
совершенствования;
-
создание
организационно-правовых механизмов
обеспечения информационной
безопасности;
-
определение
правового статуса всех субъектов
отношений в информационной сфере,
включая пользователей информационных
и телекоммуникационных систем, и
установление их ответственности за
соблюдение законодательства
Российской Федерации в данной сфере;
-
создание
системы сбора и анализа данных об
источниках угроз информационной
безопасности Российской Федерации, а
также о последствиях их осуществления;
-
разработку
нормативных правовых актов,
определяющих организацию следствия и
процедуру судебного разбирательства
по фактам противоправных действий в
информационной сфере, а также порядок
ликвидации последствий этих
противоправных действий;
-
разработку
составов правонарушений с учетом
специфики уголовной, гражданской,
административной, дисциплинарной
ответственности и включение
соответствующих правовых норм в
уголовный, гражданский,
административный и трудовой кодексы,
в законодательство Российской
Федерации о государственной службе;
-
совершенствование
системы подготовки кадров,
используемых в области обеспечения
информационной безопасности
Российской Федерации.
Правовое
обеспечение информационной
безопасности Российской Федерации
должно базироваться, прежде всего, на
соблюдении принципов законности,
баланса интересов граждан, общества и
государства в информационной сфере.
Соблюдение
принципа законности требует от
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации при
решении возникающих в информационной
сфере конфликтов неукоснительно
руководствоваться законодательными и
иными нормативными правовыми актами,
регулирующими отношения в этой сфере.
Соблюдение
принципа баланса интересов граждан,
общества и государства в информационной
сфере предполагает законодательное
закрепление приоритета этих интересов в
различных областях жизнедеятельности
общества, а также использование форм
общественного контроля деятельности
федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Реализация
гарантий конституционных прав и свобод
человека и гражданина, касающихся
деятельности в информационной сфере,
является важнейшей задачей государства
в области информационной безопасности.
Разработка
механизмов правового обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации включает в себя мероприятия
по информатизации правовой сферы в
целом.
В
целях выявления и согласования
интересов федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и других субъектов
отношений в информационной сфере,
выработки необходимых решений
государство поддерживает формирование
общественных советов, комитетов и
комиссий с широким представительством
общественных объединений и содействует
организации их эффективной работы.
9.
Первоочередные мероприятия по
реализации государственной политики
обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации
Первоочередными
мероприятиями по реализации
государственной политики обеспечения
информационной безопасности Российской
Федерации являются:
-
разработка
и внедрение механизмов реализации
правовых норм, регулирующих отношения
в информационной сфере, а также
подготовка концепции правового
обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации;
-
разработка
и реализация механизмов повышения
эффективности государственного
руководства деятельностью
государственных средств массовой
информации, осуществления
государственной информационной
политики;
-
принятие
и реализация федеральных программ,
предусматривающих формирование
общедоступных архивов информационных
ресурсов федеральных органов
государственной власти и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, повышение
правовой культуры и компьютерной
грамотности граждан, развитие
инфраструктуры единого
информационного пространства России,
комплексное противодействие угрозам
информационной войны, создание
безопасных информационных технологий
для систем, используемых в процессе
реализации жизненно важных функций
общества и государства, пресечение
компьютерной преступности, создание
информационно-телекоммуникационной
системы специального назначения в
интересах федеральных органов
государственной власти и органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, обеспечение
технологической независимости страны
в области создания и эксплуатации
информационно-телекоммуникационных
систем оборонного назначения;
-
развитие
системы подготовки кадров,
используемых в области обеспечения
информационной безопасности
Российской Федерации;
-
гармонизация
отечественных стандартов в области
информатизации и обеспечения
информационной безопасности
автоматизированных систем управления,
информационных и
телекоммуникационных систем общего и
специального назначения.
Общие
положения Глава
1 Глава 2
Глава
4
наверх
-
документы
: главная
- |