- академия : документы : публикации : пресс-релизы : контакты - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996-1997 ГОДЫУтв. указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 346. Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. № 318 срок реализации настоящей Государственной программы продлен на 1998 год. Паспорт: Обоснование необходимости принятия программы Основные направления реализации программы Ожидаемые конечные результаты реализации программы ПаспортГосударственной программы обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годыНаименование программы: Государственная программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы. Наименование, дата и номер решения о разработке программы: Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г № 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны». Государственный заказчик программы: Гостехкомиссия России. Основные исполнители программы: Минатом России, МИД России, Минобороны России, Минэкономики России, Госкомоборонпром России, Росархив, ФСБ России, СВР России, ФАПСИ, другие федеральные органы исполнительной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Основные разработчики программы: Межведомственная рабочая группа, образованная решением Гостехкомиссии России, Экспертная группа научных сотрудников и специалистов федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ от 30 марта № 318 срок реализации настоящей Государственной программы продлен на 1998 год. Сроки реализации: 1996-1997 годы. Цель и основные задачи: программа имеет своей целью совершенствование системы защиты государственной тайны на основе создания и внедрения в практику механизма реализации Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Для достижения этой цели предусматривается решение следующих основных задач:
Основные направления реализации программы: разработка проектов нормативных правовых актов, определяющих механизм реализации положений Закона Российской Федерации «О государственной тайне», с учетом новых политических и экономических условий создание системы лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны. Ожидаемые конечные результаты реализации программы: совершенствование структуры защиты государственной тайны, совершенствование кадрового обеспечения органов защиты государственной тайны, проведение научных исследований и технических разработок в области защиты государственной тайны, создание и внедрение в практику механизма реализации Закона российской Федерации «О государственной тайне» в интересах обеспечения эффективной защиты государственной тайны в современных условиях при соблюдении баланса интересов государства, общества и граждан. Объемы и источники финансирования: 204,829 млрд рублей, 7,182 млн долларов США из федерального бюджета (расчет затрат реализацию программы произведен в соответствии с рекомендациями Минфина России по формированию показателей федерального бюджета на 1996 год). Система контроля за выполнением программы: федеральные органы исполнительной власти представляют в Гостехкомиссию России информацию о ходе выполнения программы для обобщения и доклада Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. ВведениеГосударственная программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996-1997 годы (далее именуется - программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны». Программа носит государственный характер, и для ее реализации требуется концентрация усилий федеральных органов исполнительной власти. Финансовые средства на реализацию программы выделяются из федерального бюджета. Обоснование необходимости принятия программыЗакон Российской Федерации «О государственной тайне», регламентирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, реализуется крайне медленно. Такое положение ведет к увеличению возможности утечки сведений, составляющих государственную тайну. Неминуемым следствием этого является возрастание угрозы безопасности России. Иностранные государства продолжают модернизировать свои разведывательные службы, совершенствуют техническую разведку, наращивают ее возможности. Многофункциональные космические, наземные, воздушные, морские системы и комплексы иностранных государств с глобальными разведывательными возможностями действуют против России непрерывно. При этом продолжается процесс создания и развертывания новых разведывательных систем, совершенствования средств и методов сбора информации и автоматизации ее обработки, подготовки квалифицированных специалистов - разведчиков и аналитиков. Интерес к Российской Федерации как к объекту разведки усилился. При этом главное внимание разведывательные службы иностранных государств уделяют процессу становления России как самостоятельного государства в структуре мирового сообщества, ее внутренним и внешним политическим ориентирам, военной политике и путям ее реализации, происходящим экономическим преобразованиям, направленности научных исследований и технических экспериментов, оценке российского рынка. В сферу разведки все в большей мере вовлекаются вопросы технологий финансов, торговли и ресурсов. Значительно расширились и облегчились условия ведения разведки. Этому в значительной мере способствовали создание свободных экономических зон, увеличение количества объектов иностранных инспекций, свободное перемещение иностранных граждан практически по всей территории России. Доступ к сведениям в военной области, области экономики, науки и техники открывается в связи с развитием интеграционных процессов и конверсии, широким внедрением незащищенной компьютерной техники импортного производства во все сферы деятельности государства. Реальная опасность утечки сведений, составляющих государственную тайну, возрастает в связи с увеличивающимся объемом научно-технических материалов, опубликованных в открытой печати, а также расширяющимся международным сотрудничеством предприятий, учреждений и организаций, которые из-за отсутствия необходимого финансирования ищут любые возможности для реализации выполненных работ, в том числе оборонного значения. Кроме того, в условиях радикальных изменений в политическом и экономическом устройстве Российской Федерации ранее разработанные механизмы защиты государственной тайны перестают соответствовать новым условиям и в значительной степени утрачивают свою эффективность. Цель программыПрограмма имеет своей целью совершенствование системы защиты государственной тайны на основе создания и внедрения в практику механизма реализации Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Основные задачи программыДля достижения цели программы предусматривается решение следующих основных задач:
Основные направления реализации программыДля решения основных задач предусматривается в 1996-1997 годах основное внимание уделить разработке и осуществлению мероприятий, учитывающих новые политические и экономические условия. В частности:
Новые политические и экономические условия и реализация новых подходов к проблеме защиты государственной тайны требуют разработки предложений о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, регламентирующие вопросы защиты государственной тайны, а также проектов нормативных правовых актов, определяющих порядок:
Программой предусматривается обеспечение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций нормативными правовыми актами и методическими документами по защите государственной тайны. Основными направлениями совершенствования структуры системы защиты государственной тайны являются:
Программой предусматривается проведение научных исследований и технических разработок в области защиты государственной тайны, что связано с отсутствием в настоящее время ряда методических документов и серийно выпускаемых отечественных средств защиты информации и средств контроля, отвечающих современным требованиям. Основное внимание при этом планируется уделить разработке:
В целях совершенствования кадрового обеспечения органов за щиты государственной тайны предусматривается:
В связи с тем, что материально-техническая база системы защиты государственной тайны к настоящему времени в значительной степени устарела, программой предусматривается осуществление мероприятий по оснащению федеральных органов исполнительной власти - основных исполнителей программы, а также сертификационных центров, специальных учебных центров современными техническими средствами защиты и контроля. Ожидаемые конечные результаты реализации программыРеализация программы позволит осуществить дальнейшее совершенствование системы защиты государственной тайны на основе создания и внедрения механизма реализации Закона Российской Федерации «О государственной тайне», обеспечить надежную защиту сведений, составляющих государственную тайну, при соблюдении баланса интересов государства, общества и граждан. Экономический эффект от реализации программы ожидается за счет:
Контроль и координация работГосударственным заказчиком программы является Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации. Реализация программы осуществляется с участием федеральных органов исполнительной власти. Отдельные положения программы при необходимости могут корректироваться с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, выделенных средств, результатов, достигнутых в ходе реализации программы, и оформляться в виде годовых планов, утверждаемых Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Средства федерального бюджета, направляемые на реализацию программы, выделяются государственному заказчику программы. Разрабатываемые в ходе реализации программы проекты нормативных правовых актов рассматриваются Межведомственной комиссией по защите государственной тайны и после их одобрения вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти - исполнители Программы несут ответственность за своевременное и полное выполнение мероприятий по ее реализации, рациональное использование выделенных средств. Министерство экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации и Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации программы, целевого и эффективного использования средств, выделенных из федерального бюджета. Общий контроль за реализацией программы осуществляется Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Федеральные органы исполнительной власти, исполнители программы представляют по требованию государственного заказчика программы отчет о ходе ее реализации для обобщения и доклада Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
|