- академия : документы : публикации : пресс-релизы : контакты - УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050 ИНСТРУКЦИЯо порядке ДОПУСКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне», другими актами действующего законодательства, которые регулируют отношения, связанные с защитой государственной тайны, и определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее именуются - граждане) к государственной тайне. Ее положения обязательны для выполнения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо стремятся в установленном порядке получить лицензию на право проведения таких работ (далее именуются - организации). 2. В федеральных органах исполнительной власти в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, особенностями деятельности и характером выполняемых задач при необходимости могут разрабатываться ведомственные инструкции, которые согласовываются с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и утверждаются руководителями этих органов. 3. Допуск граждан к государственной тайне на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций в порядке, установленном настоящей Инструкцией. Граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые в соответствии со статьей 25 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. 4. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает:
Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. 5. Основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» могут являться:
Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. 6. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска:
Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами (далее именуются - органы безопасности) во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, указанного в пункте 26 настоящей Инструкции, осуществляется руководителем организации без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ. 7. Граждане, принимаемые на временную работу или не достигшие 18-летнего возраста, как правило, не подлежат оформлению на допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 27 и 28 настоящей Инструкции. 8. Граждане, принимаемые на работу в подразделения по защите государственной тайны, а также для ведения секретного делопроизводства в организациях, где штатным расписанием не предусмотрено наличие таких подразделений, оформляются на допуск по второй форме, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск по первой форме. 9. Решение о допуске военнослужащих и гражданского персонала военного представительства к государственной тайне принимается руководителем этого военного представительства, который обязан письменно сообщить в подразделение по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства форму и номер допуска этих лиц, а также дату окончания проведения проверочных мероприятий. При отсутствии в военном представительстве подразделения по защите государственной тайны оформление допуска сотрудникам может производиться подразделением по защите государственной тайны организации по месту аккредитации военного представительства. Граждане, работающие в филиалах организаций (обособленных подразделениях, постоянно действующих экспедициях и т. п.) и постоянно проживающие по месту их нахождения, оформляются на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям руководителями этих филиалов (подразделений, экспедиций и т. п.). Проверочные мероприятия в этом случае осуществляются органами безопасности по месту расположения (республика, край, область) этих объектов. 10. Военнослужащие военно-строительных отрядов в случае их привлечения организациями к выполнению совершенно секретных строительно-монтажных работ допускаются к таким работам руководителями этих организаций только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности и оформления в установленном порядке допуска по второй форме. Указанные военнослужащие допускаются на техническую территорию режимных объектов (Режимные объекты - административные и военные объекты, предприятия, учреждения и организации, для обеспечения функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности) для проведения секретных и несекретных работ на основании справок о допуске по третьей форме, выданных командованием. 11. Граждане, командируемые на любой срок для работы в российских организациях за рубежом (посольствах, представительствах при международных организациях, консульствах, торговых представительствах и т. п.), в период пребывания за границей допускаются при необходимости к секретным сведениям руководителями этих организаций. Члены экипажей судов загранплавания и другие граждане, имеющие допуск для работы на таких судах, могут допускаться к совершенно секретным и секретным сведениям капитанами судов только в тех объемах, которые необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. 12. Члены поездных бригад, экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств (кроме транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации), занимающихся специальными перевозками, буксировкой секретных изделий или совершающих рейсы на режимные объекты, получают допуск по третьей форме, а командный состав указанных бригад и экипажей - по второй форме. Начальники поездных бригад железнодорожных составов, командный состав экипажей судов морского и речного флота и иных транспортных средств, не занимающихся специальными перевозками и буксировкой секретных изделий, в пределах выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей получают допуск к секретным сведениям по третьей форме. 13. Перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей (форма 1), утверждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после согласования ее с органом безопасности. В номенклатуру включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. В номенклатуру могут включаться должности работников, допуск которых к сведениям соответствующей степени секретности обусловлен выполнением ими заданий в других организациях, куда они командируются на основании распоряжений вышестоящих организаций, соглашений или договоров, предусматривающих выполнение совместных работ. Изменения и дополнения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости, согласовываются и утверждаются в установленном порядке. Номенклатура должностей пересматривается не реже одного раза в 5 лет. При направлении для согласования в орган безопасности разработанной в установленном порядке номенклатуры должностей в сопроводительном письме указывается, когда и с каким органом безопасности была согласована предыдущая номенклатура должностей, какое число должностей предусматривалось в ней для оформления допуска по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения числа указанных должностей в новой номенклатуре. Номенклатура должностей работников филиала организации (обособленного подразделения, постоянно действующей экспедиции и т. п.) перед направлением на согласование в орган безопасности по месту нахождения филиала (подразделения, экспедиции) предварительно представляется в подразделение по защите государственной тайны вышестоящей организации. 14. При несоответствии формы допуска гражданина степени секретности сведений, к которым он фактически имеет доступ, форма допуска должна быть изменена. Снижение формы допуска с первой на вторую (третью) или со второй на третью оформляется распоряжением руководителя организации с соответствующей отметкой в графе 8 карточки (форма 3). В случае производственной необходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска работнику, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. О фактах снижения и восстановления ранее имевшейся формы допуска информируется орган безопасности. Повышение в случае необходимости формы допуска производится в установленном настоящей Инструкцией порядке. 15. В соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя организации в случае:
В случае отстранения гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, оформляется письменное заключение, подготовленное подразделением по защите государственной тайны и структурным подразделением, в котором указанный гражданин работает. Заключение утверждается руководителем организации. Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности, а также делается соответствующая отметка в карточке (форма 3). Прекращение допуска гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения трудового договора (контракта) с ним, если такое условие предусмотрено в этом договоре (контракте). Решение руководителя организации о прекращении допуска гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора (контракта) с ним может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд. Прекращение допуска гражданина к государственной тайне не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Заключение органа безопасности о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Переписка по вопросам допуска граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, ведется в порядке, установленном для секретных документов. Подразделение по защите государственной тайны организации ведет учет фактической степени осведомленности граждан, работающих в данной организации и допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям. |