Прочие документы


- академия : документы : публикации : пресс-релизы : контакты -


УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 9 февраля 2001 г

№ 196-р

 

КОНЦЕПЦИЯ приграничного сотрудничества в Российской Федерации

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации (далее именуется - Концепция) определяет цели, принципы и приоритеты в деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере приграничного сотрудничества. Концепция учитывает накопленный опыт приграничного сотрудничества и исходит из единства и целостности территории и внутреннего рынка России и согласования общегосударственных интересов и интересов населения приграничной территории Российской Федерации.

Концепция раскрывает задачи и основные направления реализации государственной политики по развитию приграничного сотрудничества Российской Федерации.

Под приграничным сотрудничеством в Российской Федерации понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами.

Приграничное сотрудничество в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

  • взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности других государств;

  • мирное разрешение приграничных споров;

  • взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;

  • обеспечение интересов России в приграничном сотрудничестве;

  • ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество;

  • учет особенностей приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств, в том числе их разнородности, характера межгосударственных отношений и исторически сложившихся связей с сопредельными государствами, природно-ресурсных, социально-экономических, градостроительных, транспортных условий развития приграничной территории, а также характера угрозы национальной безопасности Российской Федерации на приграничной территории;

  • соблюдение Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 года.

Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе Российской Федерации, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Участниками приграничного сотрудничества в Российской Федерации в пределах своей компетенции могут являться федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными задачами приграничного сотрудничества в Российской Федерации являются:

  • создание обстановки доверия, взаимопонимания и добрососедства между органами власти, деловыми кругами и населением приграничной территории Российской Федерации и органами власти, деловыми кругами и населением приграничных территорий сопредельных государств;

  • развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств;

  • содействие взаимопониманию и дружбе между народами, населяющими приграничные территории Российской Федерации и сопредельных государств;

  • упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения, в том числе этнических общностей, разделенных государственными границами, поддержка соотечественников за рубежом, проживающих на приграничной территории;

  • совместное создание и эффективное развитие экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях;

  • совместное решение экономических, транспортных, энергетических, коммунальных, экологических, социально-демографических, гуманитарных и других проблем приграничных территорий;

  • обеспечение поддержки органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления российских организаций, участвующих в обустройстве приграничной территории и решении задач развития приграничного сотрудничества;

  • создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через приграничную территорию Российской Федерации, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов, терминалов и т.д.;

  • повышение эффективности использования производственной и социальной базы приграничной территории;

  • осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории;

  • создание условий для интеграции систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сопредельных государств с целью повышения эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации, имеющие трансграничные последствия;

  • создание условий, способствующих прекращению оттока населения из стратегически важной и малонаселенной приграничной территории;

  • противодействие в установленном законодательством Российской Федерации порядке проявлениям национализма, шовинизма, этнического и религиозного сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;

  • содействие реализации российской внутренней и внешней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе Российской Федерации, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при осуществлении приграничного сотрудничества принимают во внимание следующие основные факторы, определяющие особенности приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств:

  • общий характер межгосударственных, в том числе военно-политических отношений Российской Федерации с сопредельными государствами;

  • исторически сложившиеся связи с сопредельными государствами, традиции и обычаи населения, проживающего на приграничных территориях Российской Федерации и сопредельных государств;

  • природно-ресурсные, социально-экономические и градостроительные условия развития приграничных территорий;

  • характер влияния приграничного сотрудничества на развитие межрегиональной экономической кооперации с сопредельными государствами;

  • особенности режима государственной границы Российской Федерации;

  • влияние миграционного фактора на социальные процессы на приграничных территориях, связанное с внешней, в том числе незаконной, миграцией;

  • этнополитические факторы;

  • состояние охраны общественного порядка на приграничной территории Российской Федерации и особенности его поддержания;

  • особенности осуществления государственного контроля за ресурсами приграничной территории;

  • наличие природных и техногенных условий для возникновения чрезвычайных ситуаций, имеющих трансграничные последствия;

  • особенности обеспечения национальной безопасности на приграничной территории.

Учет этих специфических факторов приграничного сотрудничества осуществляется при выборе видов и направлений приграничного сотрудничества, а также формы его регулирования и поддержки.

II. ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исходя из Конституции Российской Федерации, федеральных законов «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». «О международных договорах Российской Федерации», «О Государственной границе Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соглашений между Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей:

а) федеральные органы исполнительной власти в области регулирования приграничного сотрудничества:

  • заключают международные договоры и соглашения;

  • устанавливают основные требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном сотрудничестве;

  • устанавливают порядок осуществления приграничного сотрудничества;

  • определяют порядок применения Таможенного тарифа Российской Федерации;

  • регулируют внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской Федерации;

  • представляют интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях;

б) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно:

  • координируют международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, выполняют международные договоры;

  • координируют деятельность субъектов Российской Федерации по регулированию приграничного сотрудничества;

  • устанавливают порядок осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;

  • реализуют федеральные программы по вопросам приграничного сотрудничества;

в) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится следующее:

  • ведение в пределах их полномочий переговоров с органами власти административно-территориальных образований сопредельных государств, а в отдельных случаях, с согласия Правительства Российской Федерации, — с органами государственной власти сопредельных государств и заключение в установленном порядке соглашений по приграничному сотрудничеству;

  • подготовка предложений по установлению порядка осуществления хозяйственной деятельности на приграничной территории;

г) органы местного самоуправления в пределах своих полномочий имеют право:

  • осуществлять в установленном порядке внешнеэкономические связи с муниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, организациями и гражданами сопредельных государств;

  • заключать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с иностранными партнерами соглашения (гражданско-правовые договоры) о приграничном сотрудничестве.

III. ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приграничное сотрудничество может осуществляться в виде:

  • проведения встреч уполномоченных органов государственной власти по вопросам приграничного сотрудничества;

  • создания уполномоченными органами государственной власти совместных координирующих органов по приграничному сотрудничеству и рабочих групп при них;

·        заключения в установленном порядке соглашений о приграничном сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами, субъектами Российской Федерации - с административно-территориальными образованиями иностранных государств либо - с органами государственной власти иностранных государств;

  • заключения органами местного самоуправления, российскими юридическими лицами с зарубежными партнерами (тлуниципальными образованиями, административно-территориальными образованиями, юридическими лицами соответствующих иностранных государств) ражданско-правовых договоров о приграничном сотрудничестве;

  • создания рабочих групп по развитию приграничного сотрудничества в рамках межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

В Российской Федерации могут применяться и другие виды приграничного сотрудничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации и отвечающие целям развития страны и ее приграничной территории.

Для развития приграничного сотрудничества могут быть рекомендованы следующие направления деятельности:

а) сотрудничество в приграничной торговле, которое осуществляется между российскими юридическими и физическими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на сопредельной приграничной территории, исключительно для удовлетворения местных нужд в товарах, производимых на соответствующих приграничных территориях;

б) сотрудничество при осуществлении инвестиционных проектов и производственно-техническое сотрудничество, в том числе:

  • сотрудничество в сфере осуществления инвестиционных проектов, создания совместных предприятий;

  • взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;

  • установление регулярных связей между хозяйствующими субъектами приграничных территорий, формирование совместных торгово-промышленных палат, заключение договоров в целях привлечения инвестиций в сферу промышленной и сельскохозяйственной кооперации, строительства, финансов, обмена технологиями и в другие сферы, не противоречащие законодательству Российской Федерации и режимам приграничных территорий определенных государств;

  • сотрудничество в сфере задач градостроительного планирования и развития приграничных территорий с учетом их природно-ресурсного потенциала, социально-экономической, миграционной и экологической обстановки, уровня развития инженерно-транспортной инфраструктуры, сохранения историко-архитектурного и культурного наследия;

  • совместная разработка градостроительных программ, скоординированных по времени, задачам и по их правовому обеспечению;

  • разработка единых требований по сертификации животноводческой и сельскохозяйственной продукции в соответствии с установленным порядком применения стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории сопредельных государств;

  • совместное решение вопросов, связанных с санитарно-карантинным контролем, охраной приграничных территорий от заноса заразных болезней животных, унификация требований, обеспечивающих безопасность перевозки (перегона) животных, а также ввоз сырья и продуктов животного происхождения;

  • проведение научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию приграничных территорий;

в) сотрудничество в области транспорта и связи, в том числе:

  • содействие обеспечению необходимых условий для беспрепятственного функционирования всех видов транспорта на приграничных территориях при осуществлении перевозок пассажиров, багажа и грузов, включая транзит;

  • осуществление совместных мер по развитию транспорта на основании изучения общих потребностей;

  • осуществление взаимного обмена информацией по вопросам транспорта и совместная организация функционирования автомобильных и железных дорог, морских и речных портов, оптимизации работы общественного транспорта, согласование и взаимное участие в проектах по строительству инженерно-транспортной инфраструктуры;

  • совместное развитие информационных сетей, в том числе телефонных, телеграфных, компьютерных и создание совместных справочных бюро;

г) сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, в том числе:

  • проведение политики, направленной на соблюдение интересов Российской Федерации при совместном решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, оказанием взаимной помощи в чрезвычайных ситуациях, реализацией международных договоров и соглашений о санитарной охране приграничных территорий Российской Федерации и Сопредельных государств;

  • своевременное взаимное обеспечение информацией о заразных болезнях животных, совместное проведение профилактических и противоэпизоотических мероприятий, осуществление экстренных мер по ликвидации заболеваний на приграничных территориях;

  • совместное использование трансграничных месторождений полезных ископаемых и воды, а также предупреждение трансграничного переноса по земле, воздуху и водным потокам вредных отходов производства;

  • содействие соответствующим уполномоченным органам в осуществлении экологического контроля на приграничных территориях, организация взаимного информирования и оказания помощи в предупреждении и ликвидации на приграничных территориях чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, реализации природоохранных программ и проектов;

  • содействие в пересечении государственной границы группами специалистов и транспортными средствами для совместного экологического контроля и для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • совместное решение вопросов в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по предотвращению или сокращению до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ, применения современных технологий рационального использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий производства, обеспечения соответствующего технического состояния гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водах, принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществления согласованного природоохранного надзора;

  • выработка унифицированных правил рыболовства, взаимодействие при решении вопросов распределения национальных квот на вылов водных биологических ресурсов, осуществление совместных мер по сохранению и воспроизводству рыбных запасов и контролю за их использованием;

  • реализация согласованных проектов землепользования на приграничных территориях, создание особо охраняемых природных территорий и акваторий (национальных парков, заповедников и др.);

д) сотрудничество в правоохранительной деятельности, в том числе: совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, осуществление взаимодействия в сфере охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков;

е) сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда, в том числе:

  • упрощение режима пересечения жителями приграничных территорий государственной границы и их временного пребывания;

  • разработка совместных мер по регулированию миграционных потоков, строительству и обустройству существующих пунктов пропуска через государственную границу, обмен информацией об иммиграционном законодательстве и порядке пересечения государственной границы сопредельных государств местными жителями;

  • создание равноценных условий для проживания как местного населения, так и всех категорий законных мигрантов;

  • размещение и строительство компактных поселений для беженцев и переселенцев;

  • взаимодействие в области регулирования рынка труда на приграничных территориях, учета особенностей рынка труда на приграничных территориях, а также соблюдения трудового законодательства Российской Федерации и сопредельных государств;

  • взаимодействие соответствующих миграционных служб при решении вопросов, связанных с депортацией незаконных мигрантов с приграничных территорий;

  • обмен информацией по вопросам оперативной обстановки и выработки необходимых мер борьбы с незаконной миграцией на приграничных территориях;

ж) научное и гуманитарное сотрудничество, в том числе:

  • сотрудничество в области здравоохранения, создание условий для взаимного предоставления медицинских услуг и признания документов медицинского страхования, изучение санитарно-эпидемиологической обстановки, ведение статистики заболеваний на приграничных территориях, осуществление совместных действий по предотвращению распространения эпидемий и особо опасных болезней, обмен медицинским персоналом, в том числе с целью повышения его квалификации;

  • развитие прямых партнерских связей образовательных учреждений, обмен учащимися и научно-педагогическими работниками, дополнение учебных программ факультативными предметами с учетом местной специфики, организация курсов повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений, разработка и реализация совместных исследовательских программ и проектов, взаимодействие при изучении и преподавании языков и культуры народов России и сопредельных государств, поддержка и развитие всех форм молодежных обменов, участие в реализации международных проектов и программ, направленных на решение острых проблем молодежи;

  • создание благоприятных условий для духовного развития населения приграничных территорий, включая национальные меньшинства, издание книг, путеводителей и атласов, публикация статей, содействие культурному обмену, организация праздничных мероприятий, проведение выставок, концертов, спортивных соревнований, краеведческих и исторических исследований;

  • взаимодействие соответствующих служб по усилению контроля за перемещением культурных ценностей;

  • проведение выставок и ярмарок, выпуск туристических справочников, проведение совместных кампаний по популяризации оздоровительного, экологического и других видов туризма, совместное использование объектов гостиничного хозяйства, физкультуры и спорта, культуры и искусства;

  • совместное обустройство и поддержание в порядке воинских захоронений и гражданских кладбищ.

IV. МЕРЫ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОЙ ТЕРРИТОРИИ

Стимулирование развития приграничной территории осуществляется с учетом интересов населения этой территории и всего населения Российской Федерации, а также интересов населения приграничных территорий сопредельных государств путем:

  • укрепления нормативной правовой базы приграничного сотрудничества;

  • последовательного завершения международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации;

  • формирования нормативной правовой базы по вопросам развития приграничного сотрудничества;

  • достижения совместимости законодательства Российской Федерации и сопредельных государств по вопросам приграничного сотрудничества;

  • укрепления экономических, социальных, культурных, административных и иных связей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с сопредельными государствами;

  • определения порядка применения железнодорожного тарифа Российской Федерации;

  • регулирования ставок местных налогов,

  • финансовой поддержки органов местного самоуправления и отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ приграничного сотрудничества;

  • разработки федеральных и региональных программ развития приграничного сотрудничества на ближайший период и перспективу;

  • разработки и введения мер по совершенствованию процедур пограничного, таможенного и иных видов контроля в отношении организаций и граждан, постоянно зарегистрированных на приграничной территории;

  • разработки и введения мер по установлению ограничений для определенных категорий граждан сопредельных государств и лиц без гражданства относительно срока и порядка пребывания на приграничной территории;

  • приоритетного развития системы обеспечения национальной безопасности на приграничной территории Российской Федерации;

  • усиления взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и сопредельных государств;

  • применения иных мер, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

V. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по развитию приграничного сотрудничества и руководит деятельностью федеративных органов исполнительной власти по их реализации.

Правовая и социальная защита лиц, участвующих в реализации приграничного сотрудничества, гарантируется и осуществляется государством в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение реализации приграничного сотрудничества осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе международных организаций, и средств сопредельных государств, использование которых определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью участников приграничного сотрудничества осуществляется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

Концепция может дополняться, уточняться и совершенствоваться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране.

 наверх


- документы : главная  -

Hosted by uCoz